
Хотя именно после него окончательно понятным становится то, о чем раньше заговаривали изредка и немногие: творчество Басты очень сложно, уже почти невозможно, воспринимать в реалиях русского рэпа. Зато оно все более четко соответствует определению "популярная музыка с человеческим лицом".
Первый "Баста", такой вот выход из темноты, демонстрировал совершенно привокзальный уровень душевности. Альбом был простым, одноэтажным. На втором сиротские интонации в голосе почти сошли на нет, возникла загадка и намек на много слоев и уровней; показалось, что не так уж и прост Баста – тут же и Ноггано подоспел.
Третий "Баста" – попытка пойти дальше, следующий шаг. Уровень дискуссий на интернет-форумах, касательно этой пластинки, только подтверждает его правильность. Ловить с такой публикой нечего. "Баста 3" – не про бит и флоу, не про вечные баттлы с самим собой, не про весь этот тру-хипхоп-инструментарий. "Баста 3" – это романтика, это расчет, это звук, это чувства, это чуйка на хит, это припев, это мелодия, это мелодия, это мелодия, это обаяние, это харизма.
На "Басте 3" звучат признания в верности рэпу (при ближайшем рассмотрении – речь о верности своим принципам) в треке "Урбан" (он же "Под куполом"), здесь чувствуется ростовский бэкграунд и сюжеты из эпохи первоначального распределения капитала ("Олимпиада 80"), есть удачный гимн родному городу ("Ростов") и сходная с ним по настрою, а также по какому-то легкомыслию "Хэндз Ап!".
Здесь же неизбежные песни об отношениях ("Детка", "Отпускаю", "8800"), ни одна из которых, впрочем, не относится к главным творческим достижениям Басты. В этом смысле куда эффектнее уже засвеченные "Обернись" и "Любовь без памяти", которые именно что сильнее, и вообще – очень нестыдные популярные песни.
Ремейк "Германа и Патрика" скорее свидетельствует о почтении Басты к считай классической композиции, чем о способности ее улучшить. В треке с Гуфом он сходным же образом более многословен и словно более жаден до успеха – на контрасте с голосом соратника Басты, в котором не то усталость, не то безразличие.
"Россия", "Москва" – в чем-то созвучные, довольно-таки трогательные треки. Может и не главные хиты, но без них альбом бы чего-то недосчитался.
О Басте говорят, что ему гораздо лучше удаются припевы (и надо признать, даже если они кажутся вдруг слишком легковесными, то все равно чрезвычайно прилипчивы). Но в треке "Солнца не видно" он передоверил эту обязанность Андрею Хлывнюку из Бумбокса. Получился один из главных хитов альбома: фрондировать в последнее время действительно что модно (это не упрек к автору песни, чья позиция вполне последовательна), посыл очевиден, а мелодия и вокал спасли бы и менее удачную песню.
"Кастинг" с нужной дозой патетики подводит итоги альбома. На "Басте 3", конечно, найдут к чему придраться. Но секрет успеха отнюдь не в том, чтобы не было недовольных. Не правда ли?
Баста вполне перфекционист и его требования к качеству и профессионализму весьма и весьма высоки, но это не тот человек, который выбросит всё, в чем есть малейшее сомнение; напротив, он не боится делать спорные шаги и смотреть, что же из этого выйдет. Он многостаночник, а его студия – музыкальный конвейер. Тут где-то, видимо, и причина; отсюда и многословие, и языковые шероховатости, и кажущиеся необязательными песни. Но до сих пор подход себя оправдывал. И нет оснований думать, что скоро что-то изменится. Так что если вам не понравилась какая-то его песня, то Баста (Ноггано, Нин-тен-до) скоро напишет новую. Вероятнее всего – уже написал.